Акционерное общество
«Дальневосточная энергетическая управляющая компания»Мы строим будущее!

Модернизация в электроэнергетике: проблемы технического регулирования. Саморегулирование и стандартизация

Модернизация в электроэнергетике: проблемы технического регулирования. Саморегулирование и стандартизация

25 января 2013

Модернизация в электроэнергетике: проблемы технического регулирования. Саморегулирование и стандартизация

Одной из генеральных задач экономического развития России является модернизация экономики с сохранением ее социальной направленности: переход от сырьевой модели к росту, основанному на инвестициях в высокие технологи. Выполнение задачи требует серьезных по масштабу и значимости изменений в наполнении системы правового регулирования экономической деятельности, в частности системы технического регулирования. Об этом – в экспертной статье заместителя директора ОАО «ДВЭУК» Валентина Лохманова, кандидата экономических наук Александра Радченко, руководителя департамента нормативно-технической политики НП «ИНВЭЛ» Олега Свириденко.

В декабре 2012 года исполнилось 10 лет с тех пор как понятие «техническое регулирование» вошло в нашу жизнь вместе с федеральным законом «О техническом регулировании». Сегодня техническое регулирование является одной из ключевых областей правового регулирования экономической деятельности. Поэтому реформирование системы технического регулирования приобретает особую важность и требует особого внимания со стороны государства. Ее реформирование направлено на дебюрократизацию экономики, отказ от чрезмерного, снижающего конкурентоспособность, нормирования со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти и, вместе с тем, на повышение безопасности продукции.

Электроэнергетическая отрасль, включая атомную энергетику, с момента своего становления до настоящего времени являясь флагманом инновационного развития экономики, занимает особое место в жизни страны. В свою очередь электроэнергетика, транслируя свои требования смежным отраслям, определяет вектор их развития, в частности, направление развития энергетического машиностроения: технический уровень производства в этих отраслях определяется уровнем требований, предъявляемых к ним электроэнергетикой.

Поэтому к качеству, безопасности, надежности продукции и процессов в отрасли предъявлялись очень высокие требования. Реформирование отраслевой системы технического регулирования, определяющей нормы и требования к функционированию и развитию отрасли в рыночных условиях хозяйствования требует, в силу обозначенных причин, пристального внимания специалистов.
Для отечественной электроэнергетики характерно наличие трех уровней технического регулирования: государственный, отраслевой и уровень организаций.

На государственном уровне сформированы обязательные требования применительно к безопасности объектов и процессов технического регулирования в отрасли, к инновационному развитию и взаимодействию со смежными отраслями.

На отраслевом уровне сформированы требования, охватывающие процессы в рамках отрасли применительно к характеристикам продукции, техническим системам, процессам жизненного цикла продукции, к безопасности объектов технического регулирования, к правилам и методам измерений. Основной массив действующих норм и требований, содержится в отраслевых нормативных документах. Действие отраслевых нормативных документов распространятся на все отраслевые объединения, общества, организации и учреждения. К отраслевым нормативно-техническим документам относятся, в частности, документы по стандартизации.

Требования на уровне организаций отрасли охватывают процессы в отдельных организациях, учитывают специфику их деятельности.

Таким образом, на первый взгляд, устройство системы технического регулирования электроэнергетической отрасли РФ соответствует лучшим мировым практикам (очень показательно наличие обязательных и рекомендательных нормативно-технических документов) и рекомендациям международных энергетических организаций. Такая система должна позволять гибко реагировать на запросы, возникающие в рыночных условиях хозяйствования, главные из которых – оперативное отражение требований научно-технического прогресса и повышение экономической эффективности.

В действительности же оказывается, что хозяйствующие субъекты и надзорные органы преимущественное внимание уделяют соблюдению требований, содержащихся в нормативных документах обязательного характера. Указанные требования ориентированы преимущественно на обеспечение безопасности в ущерб прочим характеристикам (например, экономическим): предписывают способ действий, но не регулируют результаты деятельности и поэтому не обеспечивают полноценное развитие отрасли в рыночных условиях хозяйствования. Внимательное рассмотрение системы технического регулирования в электроэнергетике позволяет выявить первопричины сложившейся ситуации:

  • формирование системы происходило во времена СССР и при переходе России к рыночной экономике. В связи с этим в системе технического регулирования объединены подходы централизованной системы управления и рыночной системы;
  • нормативная база основана преимущественно на технических, а не на технико-экономических требованиях и решениях;
  • концептуальные и методические основы действующих в Российской Федерации стандартов и нормативных требований в большинстве случаев не соответствуют современной практике регулирования зарубежных рынков аналогичной продукции.

Сложившаяся в Российской Федерации система норм и требований создает для российских компаний на мировых рынках дополнительные трудности, в том числе в виде затрат на обеспечение соответствия поставляемых товаров и услуг мировым нормам.

Прослеживается тенденция к снижению качества разрабатываемых нормативных документов, применяемых на добровольной основе; в отрасли в полной мере не функционирует система стандартизации, не работают механизмы присоединения к нормативно-техническим документам (НТД) стандартов организаций.

В настоящее время значительная часть технических норм разрабатывается путем включения в них прежних (устаревших) норм технического регулирования, без учета требований международных системообразующих стандартов в области управления качеством и безопасности. В результате, НТД часто не учитывают современных технологий, не отвечают современным задачам развития отрасли.
Становится очевидно, что дальнейшее гармоничное развитие отрасли в рыночных условиях хозяйствования требует активизации деятельности по разработке документов (стандартов), нормирующих качество продукции (в том числе смежных отраслей) и обеспечивающих функционирование отраслевых предприятий в условиях конкуренции. В свою очередь, такая активизация деятельности требует концентрации человеческих ресурсов (задействования большого количества высококвалифицированных специалистов). В этой связи стоит очень важная задача – организация и обеспечение непрерывной работы экспертного сообщества.

В условиях плановой экономики нужная концентрация специалистов достигается обычными административными мерами.

В рыночных условиях, характеризуемых наличием частных собственников, одних административных мер недостаточно – нужно создать такой механизм, при котором участники нормируемой деятельности, подлежащей стандартизации, будут заинтересованы в ускорении модернизации действующих норм, и вынуждены способствовать ее скорейшему проведению в силу требований законодательства.

Опыт высокотехнологичных стран мира показывает, что обеспечение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) при соблюдении требований к безопасности – жизненно важная функция хозяйствующих субъектов. Нормирование безопасности – задача регулирующих органов. Нормирование качества при соблюдении требований к безопасности является задачей институтов саморегулирования – профессионального сообщества. Основной объем технических требований, применяемых на добровольной основе, формируется специализированными отраслевыми некоммерческими саморегулируемыми организациями, членами которых являются физические лица – отраслевые специалисты. Членство в таких организациях основано на доброй воле и в то же время является очень престижным для специалистов. Разработка технических стандартов осуществляется на безвозмездной основе. Финансирование деятельности профессиональных организаций осуществляется за счет членских взносов, пожертвований, грантов правительственных организаций, а также за счет средств, вырученных от распространения результатов деятельности (платный доступ к стандартам организации и пр.).

Основу плодотворной деятельности профессиональных обществ кроме общей идеологии технического регулирования определяет ряд организационных факторов, к которым можно отнести:

  • наличие отработанных процедур принятия добровольных стандартов, позволяющих привлекать к процессу их разработки и согласования максимально широкий круг экспертов (например, представителей науки, промышленности, эксплуатации, надзорных органов) и учитывать мнения всех заинтересованных сторон;
  • обеспечение участия представителей регулирующих органов на равноправной основе в деятельности по разработке добровольных стандартов, что позволяет, с одной стороны, осуществлять «неформальное регулирование», доводя до представителей экспертного сообщества принципиальные установки регулирующих органов еще на предварительных этапах разработки стандартов, с другой стороны, точнее отражать в регулирующих правилах и руководствах мнение экспертов;
  • обеспечение непрерывной работы экспертного сообщества по отслеживанию новых технических решений, их отражению в регулярно обновляющихся сводах стандартов.

В отечественной электроэнергетике самым, пожалуй, успешным примером саморегулирования является деятельность НП «Совет рынка»: рыночным сообществом совместно с представителями государства вырабатываются механизмы и решения, на основе которых функционирует оптовый рынок. Однако, вопросы регулирования в технической сфере не являются приоритетом работы НП «Совет рынка», а одним из факторов успеха является эксклюзивный правовой статус, закрепленный федеральным законодательством.

Иные саморегулируемые организации, которые также можно отнести к числу отраслевых (например, некоторые СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства) вряд ли могут предъявить серьезные результаты в деятельности по разработке и внедрению содержательных современных технических стандартов. У данной ситуации несколько объективных причин. Это и ограниченные финансовые возможности СРО в организации подобной деятельности, их узкая (ограничена законодательством) специализация, ограниченные возможности по приданию нужного правового статуса разрабатываемым документам и пр. Главная же причина состоит в том, что формально объединяя участников соответствующих рынков, эти организации не решают задачу объединения отраслевых специалистов. Члены указанных СРО – юридические лица – организации, в которых, конечно же, трудятся так необходимые для стандартизации высококвалифицированные профессионалы. Но общая цель, которую преследуют члены СРО – получение допуска к работам, а деятельность по разработке стандартов, в лучшем случае, факультатив. Таким образом, в существующей конфигурации саморегулирования не создано условий для фокусирования деятельности сообщества профессионалов на вопросах формирования базы современных технических стандартов.

Очевидно, что для активизации деятельности в области технического регулирования необходимо заимствование опыта саморегулируемых организации по разработке консенсусных стандартов, распространенном в передовых высокотехнологичных странах мира.

Решением может стать создание в электроэнергетике России некоммерческой саморегулируемой организации отраслевых инженеров и ученых, основной целью которой будет развитие содействие предприятиям и организациям электроэнергетики и смежных отраслей в повышении их эффективности и конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках за счет разработки и стимулирования применения современных технических нормативов.

В завершение нужно отметить, что проблемы в техническом регулировании в большинстве стран-участниц СНГ в силу исторических причин однородны. Поэтому, в случае успешной реализации предложения в российской электроэнергетике, опыт может быть распространен не только на другие отрасли, но и на другие страны на постсоветском пространстве, с учетом текущих интеграционный процессов в рамках СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза.

SmartGrid.ru

Яндекс.Метрика

Назад