Акционерное общество
«Дальневосточная энергетическая управляющая компания»Мы строим будущее!

Современные достижения в электрификации Якутии – одного из самых холодных регионов России

Современные достижения в электрификации Якутии – одного из самых холодных регионов России

14 марта 2013

Современные достижения в электрификации Якутии – одного из самых холодных регионов России

За последние несколько лет большая энергетика в регионе шагнула далеко вперед, демонстрируя все новые достижения. Одним из них стало строительство ВЛ 220 кВ Олёкминск – НПС № 14 с двумя воздушными переходами. Об успехах электрификации рассказывает руководитель группы инженеров ООО «Якутское» Данила Михайлов.

В 2012 году наша строительно-инженерная компания получила заказ на строительство высоковольтной линии электропередачи протяженностью 45 км, которая должна обеспечить централизованное энергоснабжение объекта трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», а также заложить основу для последующего электроснабжения нефтеперекачивающих станций номер 15 и 16.

Отмечу, что ЛЭП является участком крупнейшего на Дальнем Востоке электросетевого проекта, заказчиком-застройщиком которого выступает Дальневосточная энергетическая управляющая компания (ООО «ДВЭУК»). Речь идет о ВЛ 220 кВ Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй с отпайкой до НПС № 14 (общая протяженность – 1,5 тыс. км, трансформаторная мощность 4-х подстанций – 352 МВА). Цель проекта – высвобождение избыточных мощностей Вилюйских ГЭС-1,2 (680 МВт) и Светлинской ГЭС (270 МВт) для внешнего электроснабжения объектов ВСТО и потребителей юго-запада Якутии.

Особенностью нашего участка стало строительство двух воздушных переходов через реки Олёкма и Лена протяженность 800 и 1000 м соответственно. Сложность их возведения обуславливалась большой протяженностью переходов. До сих пор в Росси было выполнено лишь несколько подобных проектов. Для Якутии – региона вечной мерзлоты и сложной географии – эта стройка стала исторически значимой.

Заказчик определил следующие условия:

  • постановка линии под напряжение за 10 месяцев – в срок, в два раза меньше нормативного;
  • минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду;
  • высокое качество строительства.

После детального изучения географии будущего строительства командой инженеров ООО «Якутское» были разработаны индивидуальные высокотехнологичные решения по возведению каждого перехода, каждого участка объекта. Так, для ускорения темпов строительства был применен принцип «глубокого разделения труда», не только позволяющий сократить время выполнения работ, но и значительно повышающий их качество. С той же целью инженеры разработали и успешно применили оптимальный принцип внедрения и эксплуатации средств малой механизации. Задача минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду была решена за счет детального изучения ландшафта, а также (как следствие) подбора и использования наиболее подходящей техники для каждого участка строительства. Все это легло в основу разработки проектов фундаментной и монтажной части строительства.

Специалисты ООО «Якутское» применили собственную систему управления строительством линейных объектов, которая кардинально отличается от существовавшей в отрасли десятилетиями строительной практики. В основу новой системы легли детальное разделение процесса производства работ между подразделениями и повышение специализации каждого монтажного подразделения. Координация действий при этом ложится на штаб управления производством – это инженерно-технический персонал и руководители, ответственные за производительность труда и за оперативное принятие решений при возникновении проблем. На увеличение темпов строительства, в том числе, влияет использование модернизированных технологических карт – документов, где полностью описаны сроки, процедуры и порядок выполнения работ.

Фундаментная часть

В качестве фундаментной части для переходных и концевых анкерных опор проектный институт выбрал свайное поле в основании (744 сваи), железобетонный ростверк из высокопрочного морозостойкого бетона класса В30 и фундаменты, возводимые на естественном основании, общим объемом 1774 кубометра. Основной сложностью при проведении фундаментной части работ стали климатические особенности региона. Бурение и установка свай в условиях вечной мерзлоты допустимы только в зимний период, в это время средняя температура воздуха составляет -45 градусов по Цельсию. Для преодоления всех сложностей при строительстве ЛЭП инженерами был разработан комплекс мер по обогреву ростверка и адаптации механизмов к подобным климатическим условиям.

Монтажная часть

Учитывая климат, географию, экономическую и временную составляющие реализации проекта, инженеры исполнительной команды приняли решение возвести три из четырех необходимых опор при помощи высотного многотоннажного башенного крана, сконструированного из морозостойкого металла. Строительство четвертой опоры с помощью крана было невозможно из-за сложности рельефа и условий монтажа.

Для возведения четвертой опоры была применена уникальная для данного конструктива разработка: опора ПП 220-2/40 устанавливалась при помощи А-образной «падающей стрелы», изготовленной по спецзаказу. Такое инженерное решение значительно сократило сроки монтажа перехода через реку Олёкма.

«Падающая стрела» – метод установки крупногабаритных опор через специальное металлическое устройство А-образной формы, которое шарнирно прикрепляется к фундаменту и при помощи механической тяги используется как рычаг для поднятия собранной конструкции в вертикальное положение. Высокая точность расчетов и слаженность действий персонала является критическим условием для применяемого метода.

Провод АС 500/336 монтировался современным методом – с использованием гидравлических раскаточных и тормозных машин. Помимо этого, на переходах был смонтирован волоконно-оптический кабель (ВОЛС), для обеспечения высокоскоростной бесперебойной передачи информации между малыми населенными пунктами, расположенными вдоль ЛЭП, и центральной частью региона.

Результаты

ВЛ 220 кВ Олекминск – НПС № 14 была поставлена под напряжение 15 декабря 2012 года. Высокие темпы и качество выполненных строительных работ стали результатом слаженной работы сотрудников компании ООО «Якутское» и, конечно, использования нестандартных решений.

К примеру, в строительстве были задействованы нетипичные для решения подобной задачи высокотехнологичные механизмы – вертолеты, судна на воздушных подушках, снегоболотоходы и др. В частности вертолеты использовались для перевозки персонала, доставки материалов и грузов при возведении одной из опор. Без помощи этой техники, учитывая географические особенности расположения опоры, пришлось бы вырубать лесной массив, прокладывать дорогу и пр.

В противном случае задача опережающего строительства энергоинфраструктуры становилась невыполнимой, что угрожало вводу в строй в конце года первой единой нефтепроводной системы, простирающейся от Балтики до Тихого океана.

Характеристики воздушных переходов

Переход через реку Олёкма запроектирован по схеме К-П-П-К: 2 опоры К220-2+5 (24,5 м), 1 опора ПП220-2/70 (высота 94 м, вес 80 т), 1 опора ПП220-2/40 (высота 64 м, вес 59 т). Пролет между концевыми опорами на переходе составляет 1815,5 м с шириной водного перехода 1150,5 м. Проектом предусмотрен подвес шести проводов АС500/336, двух грозозащитных тросов М3-18,5, в том числе – со встроенным ВОЛС.

Переход через реку Лена запроектирован по схеме К-П-П-К: по 2 опоры К220-2+5 (24,5 м) и ПП220-2/70 (высота 94 м, вес 80 т). Пролет между концевыми опорами составляет 1450 м с шириной водного перехода 1173 м. Проектом предусмотрен подвес шести проводов АС500/336, двух грозозащитных тросов М3-18,5, в том числе – со встроенным ВОЛС.

ИА SmartGrid.ru

Яндекс.Метрика

Назад