Акционерное общество
«Дальневосточная энергетическая управляющая компания»Мы строим будущее!

Будни и праздники энергостроителей

Будни и праздники энергостроителей

22 марта 2013

Будни и праздники энергостроителей

Репортаж со строительства ВЛ 220 кВ Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй

В прошлом номере мы обещали, что на страницах нашего журнала мы будем чаще говорить о тех, чьими усилиями возводятся объекты, – монтажниках, буровиках, крановщиках, не управленцах и экономистах, а о буквально строителях. Сказано – сделано! Знакомьтесь, строители ВЛ 220 кВ Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй, с отпайкой до НПС №14.

Справка

ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» была создана в 2001 году в целях повышения эффективности управления дальневосточными компаниями - «дочками» РАО «ЕЭС России». В настоящий момент ОАО «ДВЭУК» управляет основным объемом государственных инвестиций, направленных на снятие инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов ДФО, в том числе занимается реализацией проекта «Строительство ВЛ 220 кВ Чернышевский – Мирный – Ленск – Пеледуй, с отпайкой до НПС №14» (протяженность 1,5 тыс. км, трансформаторная мощность 352 МВА). Этот проект является частью новой сетевой инфраструктуры Западного энергорайона Якутии, которую ОАО «ДВЭУК» строит с 2009 года для обеспечения внешнего энергоснабжения объектов трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан.

В Ленск я прилетела ровно 8 марта, но строители работали даже в праздник. Правда, они отпустили поваров отдохнуть в честь женского дня, мужественно решив довольствоваться сухим пайком. В аэропорту меня встретил начальник Ленского участка ОАО «ДВЭУК» Руслан Садыков. Именно в этот день год назад состоялось его первое знакомство с Якутией. Руслан Рифкатович постоянно находится в Ленске, в отличие от Хизира Музафаровича Макитова, первого заместителя генерального директора ОАО «ДВЭУК», который на протяжении всего строительства курирует якутский проект. Именно с целью личного контроля он неделю провел в Ленске, точнее, не в самом городке, а примерно в 150 км от него - на таком расстоянии сейчас ведутся работы.

- На этом участке в настоящий момент ведется строительство второй цепи, также мы должны завершить строительство подстанции. Последние работы будут производиться в теплый период, планируем завершить их в 20-х числах мая. В мае же начнем готовить весь объект к вводу в эксплуатацию. Уже сейчас мы рассматриваем строительство на каждом отдельном участке именно с этой позиции. Из-за погодных условий мы немного отстали от намеченного графика, сейчас делается все, чтобы наверстать упущенное.

Сегодня на строительстве задействованы около 800 специалистов. Они работают в две смены, согласно плавающему графику, дневная смена в два раза длиннее, чем ночная, так как ночью не все виды работ возможно производить. Летом, когда ночи светлые, работа ведется практически круглосуточно. Постоянный контроль, привлечение большого количества специалистов и единиц техники – только такими методами возможно завершить столь масштабный проект в сжатые сроки.

Отдельного внимания заслуживает кабинет Хизира Макитова, практически всю стену которого занимает своеобразная карта-план, где отмечены уже проведенные работы, а также вся линия целиком, включая участки, где работы еще не ведутся. Я долго разглядывала стену-карту, пытаясь представить, что мне завтра предстоит увидеть, но одно дело - план, а другое – тайга…

Расспросив Хизира Музафаровича о нашем расписании на завтра, условившись выехать на участок в 9 утра, я отправилась отдыхать.

К моменту моего прибытия в офис работа вовсю кипела, прошла утренняя планерка, из кабинета в кабинета спешили сотрудники, и это в субботу, в 9 утра! Вот он - рабочий запал!

Мне выдали теплый комбинезон и куртку - такую же, в каких работают энергостроители Каббалгидростроя. Поблагодарив за заботу, я принялась расспрашивать Хизира Музафаровича об условиях строителей, работающих в поле.

- Одна из основных задач руководства – создать все условия для работы - от снабжения необходимой техникой до питания и одежды. Все строители обеспечены комплектом зимней и летней спецодежды. Первое, что было построено на участках, это столовые и бани, питание у нас отменное, я тоже с удовольствием ем в поле. Есть даже такие, кто поправился в поле на 5-10 килограмм!

- Любая стройка является объектом повышенной опасности, у вас были прецеденты?

- Самый серьезный случай произошел в прошлом году, во время поднятия краном опоры, под ним начала проваливаться лежневка, оборвало трос, и вся нагрузка легла на кран, в результате установку вырвало вместе с машинистом. К счастью, он отделался легким испугом и небольшими ушибами. Но из профессии ушел, решив не испытывать судьбу, а из крана сделали платформу для перевозки материалов.

Здесь многое зависит и от соблюдения техники безопасности, и от уровня квалификации рабочих. Чем они опытнее, тем увереннее в экстремальных ситуациях. В качестве яркого примера приведу случай, когда, несмотря на три слоя лежневки, экскаватор под тяжестью собственного веса начал тонуть, но экскаваторщик оказался опытным и, используя ковш, сам себя вытянул.

Даже неспециалист понимает, насколько наша работа сложна и тяжела. При всем нашем желании, как бы мы не старались, оградить работников от различного рода нештатных ситуаций невозможно. Вчера, например, один из рабочих упал в бане, сломал ребро – хоть и не производственная, но травма.

До участка мы добирались довольно долго, чуть больше часа. Проехали места, где уже смонтирована введенная в прошлом году красавица линия, преодолели несколько КПП «Транснефти» и, съехав с хорошо накатанной дороги, еще минут 15 ехали по бездорожью вглубь тайги. То тут, то там мелькала работающая техника, экскаваторы рыли котлованы, проехали мы и мимо карьера, который обеспечивает стройку песчано-гравийными смесями.

«Быть юристом – не мое»

Наконец мы добрались до бригады, которая завершила сборку анкерной опоры и готовилась к ее монтажу. Настроение у строителей было приподнятым, к этому располагал солнечный безветренный день – лучший, какой можно пожелать для работы.

Как его зовут? Главный человек в этой компании – бригадир, и он рассказал нам, чем занимается бригада.

- Что входит в обязанности бригадира?

- Я работаю наравне со всеми, также в мои задачи входит обеспечение бригады работой и основным инвентарем.

В моей бригаде работают пять человек, мы здесь уже полгода. Занимаемся сборкой и монтажом опор, за день в среднем получается собрать и установить одну промежуточную опору (высота такой опоры около 26 метров, вес – порядка 5 тонн, есть еще и угловые опоры, превышающие характеристики промежуточных в 2-3 раза. – Прим. автора). Работаем 6 дней в неделю, в выходной устраиваем банный день, отдыхаем и общаемся с родными. Вчера был выходной, мы специально поехали в город, чтобы поздравить матерей и жен с праздником.

- То есть можно посчитать количество дней в месяце, за минусом выходных, и получится количество смонтированных бригадой опор?

Собеседник улыбается моему наивному вопросу, а я, немного продрогнув за последние 15 минут, удивляюсь, как человек, родившийся и выросший на юге, может считать минус 35 в Якутии теплом?
- Не каждый день получается произвести монтаж и сборку, основная причина – непогода, низкие температуры и ветры.

Но даже невзирая на эту основную причину сейчас для нас монтаж опоры – дело привычное. Когда же мы монтировали первую в Якутии опору, один из сотрудников, уроженец Дагестана, переполняемый радостью и восторгом, станцевал лезгинку на высоте 26 метров! Конечно, на нем был специальный страховочный пояс, но мне кажется, даже и без него он бы сплясал - настолько сильны были эмоции!

Признаться, я нечасто встречаю молодых людей, занятых на стройке и искренне довольных положением вещей, поэтому интересуюсь возрастом, стажем работы, образованием и причинами выбора профессии.

- Мне 26 лет, из них 7 лет работаю в поле. Наверное, я по натуре кочевник, не могу долго сидеть на одном месте, меня тянет на вахту. Конечно, скучаю по семье и дому, но если нахожусь там долго, хочется опять в поле. В апреле у меня должен родиться сын, сейчас все мысли о семье, заработаю денег, поеду к родным. По образованию я юрист, но это совершенно не моя профессия.

«Если снова позовут в Якутию – приеду!»

В поездке нас сопровождал Ильяз Ахматов, начальник Пеледуйского участка Каббалгидрострой. Именно он координирует работу всех бригад компании с диспетчерской, является промежуточным звеном между руководством, формирующим задачи, и строителями, их реализующими.

- Я работаю 4 года, это мой шестой объект. Практически 80% задействованных на стройке специалистов знаю по предыдущим проектам, у нас уже сложилась своя команда. В моем подчинении 113 человек. Мой рабочий график выстроен по принципу два дня в поле/два на базе. Можно сказать, что я отвечаю за все, начиная от продуктов для столовых, заканчивая строительными материалами. В этой части нет проблем, машины и люди определены, быт и система работы налажены, все стабильно.

- Что необходимо делать, чтобы строить в два раза быстрее?

- Увеличивать количество рабочих и единиц техники, ну и, конечно, соблюдать контроль за исполнением.

- Сравнивая условия работы в Якутии с предыдущими проектами, здесь легче или тяжелее работать?

- Сложности всегда бывают, в Якутии основная сложность – погода, из-за которой иногда стоит стройка и порой не работает техника. Вообще в тайге мне пришлось работать впервые, условия, конечно, суровые, но ничего такого, с чем было бы невозможно справиться, здесь нет.

- Руководство спросило у вас о желании работать в Якутии или поставило перед фактом?

- Спросили, но я долго не раздумывал, надо – значит надо. Со временем перевез сюда жену с сыном. И знаете, если после окончания строительства снова позовут работать в Якутию, я приеду!

Работаем круглосуточно!

Мы посетили еще несколько бригад, я увидела разные циклы работы от установки фундаментов до монтажа опоры и решила, что мне показали все. Однако я ошиблась, мы приехали на необычный участок. Он отличался от прочих количеством собранной здесь техники.

Аламжи Макитов, механик: - Мы работаем по заявкам, обслуживаем участки: перевозим фундаменты и песчано-гравийные смеси с карьера. Сегодня задействованы 14 водителей, семь самосвалов и один автокран, два стропальщика.

- Какие объемы работ выполняются ежедневно?

- В день перевозим до 500 тонн. Можете сами посчитать, сколько рейсов нужно сделать, исходя из того, что в одну машину помешается около 17 тонн. Раз на раз не приходится, бывает, доставляем 30 машин одного, 40 - другого.

- В чем заключается работа механика?

- Следить за техникой. Это несложно, учитывая, что здесь задействована хорошая техника, которая работает исправно. Бывает, конечно, колеса прокалываем о пеньки.

- Неужели кроме пеньков нет сложностей?

- Зимой, если температура нормальная, нет, а вот летом условия намного тяжелее. Хотя нет неразрешимых проблем, то, что не можем решить на месте, решается через диспетчера.

- В каком темпе работаете?

- В усиленном! Здесь по-другому не бывает. Работаем круглые сутки в две смены по 12 часов.

- Что заставляет людей выбирать такие непростые профессии, когда можно спокойно работать в офисе?

- Я с детства работаю с техникой и влюблен в свою профессию! В ней есть определенная романтика, которую невозможно описать, только почувствовать. Когда все время легко – это же плохо, в преодолении трудностей есть особое удовольствие!

Ленские кулибины

За всеми беседами и переездами не заметила, как наступил обед. Вспомнив высказывание Наполеона о святости трапезы, я проследовала за строителями в столовую. Каково же было мое удивление, когда мы пришли не в стандартный вагончик, а в деревянное помещение, построенное вручную ленскими умельцами.

- Это здание и еще одно такое же - подарок местного населения, - комментирует Руслан Макитов, генеральный директор ООО «Каббалгидрострой».

На мой вопрос, за что подарок, Руслан Зейтунович отвечает неохотно - хвастать не привык. Хотя не без удовольствия отмечает, что это не типовые домики, а объекты, в которые вложен ручной человеческий труд. По его скупым ответам понимаю, что компания не просто работает в районе, внося свой немалый вклад в его бюджет, но и оказывает посильную помощь – помогает с техникой и лесом.

Гораздо более словоохотливым мой собеседник становится, когда разговор переходит в профессиональное русло.

- Вы видели малую часть стройки. Только у Каббалгидростроя на линии сейчас находится 6-7 поселков, а ведь еще работают Эльбрусская горно-строительная компания, ООО «Якутское», Теплоспецмонтаж, и это не считая бригад лесников, которые прорубают просеку.

В Ленске находится обособленное производственное подразделение Каббалгидростроя, в котором сегодня работают 450 человек. Чуть позже приедут те, кто будет заниматься монтажом проводов, и численность специалистов возрастет в 1,5-2 раза.

- Руслан Зейтунович, вы довольны своими рабочими?

- Да! У нас трудятся только те, кто способен выдержать жесткий темп работы и справляться с большим объемом в сжатые сроки, не теряя при этом качества исполнения. Порой сотрудники проявляют такие качества, о которых ты даже не подозреваешь. Вот у нас в Ленске неожиданно объявились кулибины, которые, чтобы не сидеть без работы на труднодоступных для техники участках, собирают опоры панелями без использования техники: сначала нижнюю часть, а остальное - полупанелями, фиксируя краном боковые решетки и растворки.

- Чье это ноу-хау?

- Рабочие сами к этому пришли. Для монтажа 619 опор только по одной цепи сложно управиться даже 20-ью кранами. На один участок приходилось по 1-2 крана, и получалось, что он приезжал только для того, чтобы смонтировать опору. А если кран не мог проехать, люди умудрялись еще и экскаваторами опоры монтировать!

- А качество монтажа от этого не страдает?

- Здесь главное – во время монтажа не деформировать опору. Чтобы этого не произошло, нужно синхронно давать нагрузку, если команда основного идет и выполняется правильно, то никакой разницы нет, и на качестве это никак не сказывается.

Такие примеры доказывают, что у меня есть повод гордиться нашими рабочими. Показательным я считаю то, что, несмотря на трехмесячный срок вахты, есть люди, которые не уезжают, остаются работать, продлевая контракты. И это не один и не два человека, а целые бригады. Так что, пока есть профессионалы, влюбленные в профессию, нам по силам решать любые задачи!

Евдокия НЕУСТРОЕВА. Журнал «Строительный вестник республики», №2 (27), март.

Яндекс.Метрика

Назад