Акционерное общество
«Дальневосточная энергетическая управляющая компания»Мы строим будущее!

Звено в единой цепи

Звено в единой цепи

28 апреля 2017

Звено в единой цепи

Новая энергетическая инфраструктура — опора развития экономики Якутии

Огромная территория и экстремальные условия всегда были главными причинами энергетической изолированности Республики Саха (Якутия), но за последние годы ситуация изменилась. Как удалось этого добиться, в интервью «СГ» рассказал генеральный директор Дальневосточной энергетической управляющей компании (ДВЭУК) Дмитрий СЕЛЮТИН.

410 11.jpg

«СГ»: Какие проекты осуществляет ваша компания в энергетическом комплексе Якутии?

Дмитрий СЕЛЮТИН: За без малого десять лет мы реализовали на Дальнем Востоке множество энергетических проектов. Это, например, создание системы энергоснабжения города Владивостока для проведения саммита АТЭС-2012. Собственно, Восточный экономический форум на острове Русский проводится теперь на объектах энергетической инфраструктуры, построенных нами. Крупные проекты на Колыме обеспечили надежное энергоснабжение Магадана, горнорудных предприятий области, среди которых Наталкинский ГОК и ряд других хозяйствующих субъектов. Все это большие и ответственные проекты, но они не идут ни в какое сравнение с тем объемом работ и инвестиций, которые были осуществлены на территории Якутии. Республика Саха (Якутия) является для ДВЭУК базовым регионом и в смысле присутствия, и в смысле основного объема инвестиций. Если говорить языком цифр, то общий объем инвестиций компании в энергетику Дальнего Востока с 2008 года составил почти 70 млрд рублей, из них более 43 млрд рублей пришлось на республику. Главный, якорный, проект в этом регионе — строительство магистральных линий электропередачи, обеспечивающих внешнее энергоснабжение трубопроводной системы «Восточная Сибирь—Тихий океан» (ВСТО). Наш проект состоял из двух этапов. Сначала появилась линия «Сунтар—Олекминск» протяженностью 318 километров. Построена она была в 2010 году, как раз, когда Олекминску исполнилось 375 лет. Благодаря новой ЛЭП город впервые получил централизованное энергоснабжение. Сегодня это приносит экономию в размере около полумиллиарда рублей в год, это — сумма, которая тратилась на дизельное топливо для локальной генерации. На втором этапе была построена воздушная линия «Чернышевский—Мирный—Ленск—Пеледуй» с отпайкой до НПС-14. Мы включали в работу ее участки поэтапно, с 2011 по 2014 год, их общая протяженность составила 1500 километров.

«СГ»: Строительство протяженных линейных объектов в условиях Якутии — непростое дело…

Д.С.: Да, при строительстве нам пришлось сооружать очень сложные воздушные переходы через реки Олекма и Лена. До сих пор в стране было выполнено всего несколько подобных переходов. Также применялись уникальные инженерно-технические решения, некоторые технологии впервые использовались в условиях Крайнего Севера. Например, на участке, примыкающем к Вилюйскому каскаду ГЭС, установлены многогранные опоры. С одной стороны, они снижают стоимость строительства, с другой — позволяют ускорить строительные и монтажные работы. Надо сказать, что такие проекты и в такие сроки не реализовывались ранее ни на территории Якутии, ни на территории бывшего СССР. Эта линия была построена и подключена за три года — в условиях экстремальных температур, вечной мерзлоты, тяжелейшего ландшафта и логистики. Ныне она является инфраструктурной опорой не только для развития нефтегазового комплекса республики, но и для развития других производств, связанных с горнорудной отраслью.

«СГ»: Планируется ли увеличить ее мощность?

Д.С.: Мы уже расширяем мощности наших подстанций для покрытия перспективных нагрузок ВСТО в связи с реализацией планов «Транснефти». Эти работы завершим в июле 2017 года, обеспечив возможность дополнительных энергоперетоков на той части нефтепровода, которая уходит в сторону Иркутской области и Красноярского края.

Еще одной возможностью для расширения этой линии стал строящийся газопровод «Сила Сибири», который тоже нуждается во внешнем энергоснабжении. В настоящее время у нас с «Газпромом» заключены договоры на техприсоединение двух компрессорных станций — КС-1 «Сальдыкельская» и КС-2 «Олекминская». Мы планируем завершить присоединение этих объектов к 2019 году. Кроме того, в прошлом году на Восточном экономическом форуме власти Республики Саха (Якутия), компания «АЛРОСА» и ДВЭУК подписали серьезные соглашения, связанные с изучением возможностей и разработкой необходимых технических решений для обеспечения внешнего энергоснабжения Верхневилюйской группы улусов и объектов Накынского месторождения Нюрбинского ГОКа. Этот проект подразумевает строительство новой линии «Сунтар — Нюрба» взамен старой, аварийной, о чем давно высказываются власти региона. На данный момент благодаря реализации нашего проекта, а также строительству силами ФСК другой магистральной линии — «Томмот—Майя», энергосистема республики перестала быть изолированной. Министерство энергетики РФ проводит активную работу по включению построенных нами объектов в Единую национальную электрическую сеть России (ЕНЭС). Это не только окажет благотворное влияние на уровень тарифов, но и придаст новый импульс развитию экономики и социальной сферы Якутии.

Факт в том, что ранее изолированные Западный и Центральный энергорайоны Якутии теперь имеют связь по проводам с ЕНЭС. Реализован проект, который в силу разных обстоятельств не был реализован даже во времена Советского Союза.

«СГ»: Существует ли альтернатива дизельной генерации?

Д.С.: Вряд ли правильно всю дизельную генерацию полностью замещать централизованным энергоснабжением. Иногда в этом просто нет никакого смысла. Если это небольшой и удаленный населенный пункт, рядом отсутствует крупный потребитель, то и практика, и расчеты показывают, что нет необходимости строить туда линию. Надо создавать эффективную систему распределенной энергетики. При этом надо уходить от старых неэффективных, неэкономичных дизельных станций и переходить к эффективным энергоустановкам, которые позволяют вырабатывать электроэнергию за счет комбинации, например, дизеля и альтернативных источников энергии (солнца, ветра). Такой положительный опыт в Якутии есть. Нужно отдать должное якутским энергетикам, они достаточно активно этим занимаются. Экономика таких проектов позволяет привлекать для их реализации частные инвестиции, поскольку это неплохой бизнес.

«СГ»: Как бы вы определили цель работы вашей компании в Якутии?

Д.С.: Она заключается не только в том, чтобы обеспечить надежное энергоснабжение крупных национальных проектов (ВСТО, «Сила Сибири»), но и в том, чтобы поменять тарифную идеологию функционирования огромной территории. И сделать это за счет объединения энергорайонов Якутии, а это большая часть республики, которые должны стать зоной оптового рынка электроэнергии на Дальнем Востоке. Благодаря строительству линий электропередачи меняется как энергетическая, так и экономическая среда развития этого важнейшего субъекта России. Уверен, что благодаря усилиям энергетиков, энергостроителей, с учетом колоссальных запасов природных ископаемых, которые сосредоточены в регионе, экономика республики будет играть ключевую роль в экономике всей страны.


Справочно

Акционерное общество «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (АО «ДВЭУК») учреждено ОАО РАО «ЕЭС России» 16 июля 2001 года с целью осуществления антикризисного управления энергокомпаниями, находящимися в наиболее проблемных регионах Дальневосточного федерального округа. На момент прекращения деятельности РАО «ЕЭС России» АО «ДВЭУК» являлось крупнейшей энергетической управляющей компанией в энергетике страны, объединяющей Приморский и Хабаровский края, Сахалинскую, Камчатскую и Амурскую области. В настоящее время основным видом деятельности АО «ДВЭУК» стало управление проектами опережающего развития энергетической инфраструктуры Дальнего Востока, имеющими государственное значение. Сегодня компания управляет пакетом из 13 инвестиционных проектов развития энергетики, расположенных на территории четырех субъектов Дальневосточного федерального округа.


Цитата в тему

ДМИТРИЙ СЕЛЮТИН:

«Цель нашей работы заключается не только в том, чтобы обеспечить надежное энергоснабжение крупных национальных проектов (ВСТО, «Сила Сибири»), но и в том, чтобы поменять тарифную идеологию функционирования огромной территории»

Назад